Успехи и потенциальные проблемы турецких БПЛА Bayraktar Akıncı

В 2018 г. турецкая авиастроительная компания Baykar впервые представила свой перспективный проект тяжелого разведывательно-ударного беспилотника Bayraktar Akıncı. В декабре 2019 г. опытный БПЛА этого типа впервые поднялся в воздух, и до лета 2021-го продолжались летные испытания. 29 августа этого года состоялась торжественная церемония принятия на вооружение первого беспилотного комплекса. Сейчас компания-разработчик осваивает полномасштабное производство новой техники и готовится к получению выгодных заказов.

Целью проекта «Акынджи» являлось создание нового БПЛА с разведывательно-ударными возможностями, отличающегося повышенными летно-техническими характеристиками и относительно большой полезной нагрузкой. Кроме того, в проекте предусматривалось сокращение количества и доли импортных комплектующих до минимально необходимого. На ранних этапах планировали обойтись только изделиями турецкого производства, но в итоге все равно пришлось искать иностранных партнеров.

Bayraktar Akıncı представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с крылом-чайкой небольшой стреловидности. В изломах крыла размещаются гондолы двигателей. Хвостовое оперение традиционное, со стреловидным стабилизатором и килем. Конструкция БПЛА позволяет размещать целевое оборудование и вооружение внутри фюзеляжа и на внешней подвеске под крылом. В конструкции планера широко используются композитные материалы.


Первый вариант проекта предлагал использование турбодизельных двигателей турецкого производства, но выбранные изделия показывали недостаточные технические характеристики. В связи с этим в 2018-19 гг. компания «Байкар» начала сотрудничество с украинской «Ивченко-Прогресс», предложившей турбовинтовые двигатели АИ-450Т. Эти изделия имеют взлетную мощность 450 л.с. (не более 350 л.с. при продолжительной работе) и используются вместе с пятилопастными винтами постоянных оборотов.

Длина беспилотника достигает 12,2 м, размах крыла – 20 м. Максимальная взлетная масса – 5,5 т. Из них до 1350 кг приходится на полезную нагрузку. Внутри планера может устанавливаться аппаратура массой до 450 кг; под крылом подвешивается до 900 кг оружия. БПЛА развивает максимальную скорость до 360 км/ч при крейсерской 240 км/ч. Дальность – 7500 км, потолок – более 12 км. Продолжительность полета превышает 24 ч.

Для поиска целей и применения вооружений используются оптико-электронный «шар» и РЛС с АФАР. Также применена современная цифровая система управления, как утверждается, с элементами искусственного интеллекта. По данным разработчика, вся авионика нового БПЛА имеет турецкое происхождение. «Акынджи» имеет шесть точек подвески под фюзеляжем и крылом, на которых могут размещаться разнообразные ракеты и бомбы, состоящие на вооружении ВВС Турции.

* * *


Первые сообщения о существовании проекта Akıncı в 2018 г. проиллюстрировали фотографией из сборочного цеха. На ней был запечатлен фюзеляж первого опытного БПЛА на фоне собирающихся аппаратов предыдущей модели TB2. Как стало известно позже, первый опытный беспилотник новой модели получил рабочее обозначение PT-1. Сборка этой машины завершилась в 2019 г., после чего ее передали на наземные и летные испытания.


В 2019-20 гг. «Байкар» построила еще два опытных образца. Изделия PT-2 и PT-3 приступили к тестовым полетам в 2020 г. Насколько эти машины походили на первый прототип, неизвестно. Можно предполагать, что их строили по доработанному проекту, измененному с учетом опыта разработки и испытаний предыдущего PT-1. Кроме того, второй или третий прототип мог стать эталоном для последующей серии.

К настоящему времени ВВС Турции выдали компании-разработчику заказ на серийное производство и поставки новых Bayraktar Akıncı. Объемы и стоимость этого соглашения остаются неизвестными, но его выполнение уже началось.

Так, в прошлом году компания Baykar приступила к строительству первого серийного БПЛА с номером S-1. В мае 2021 г. этот аппарат впервые поднялся в воздух. После непродолжительных заводских испытаний его передали заказчику. 29 августа S-1 приняли на вооружение, чем официально дали старт эксплуатации новых «Акынджи».

Согласно последним сообщениям, на стадии заводских испытаний уже находятся серийные БПЛА S-2 и S-3. Второй аппарат серии летает с конца сентября, а третий поднялся в воздух в середине октября. В ближайшие недели или месяцы они пройдут все необходимые проверки и будут переданы заказчику. По всей видимости, на этом серийное производство не закончится, и в ближайшем будущем на летные испытания выйдут новые образцы.


Как сообщается, производство новой техники и компонентов для нее осуществляется в основном силами турецких предприятий. В частности, вся бортовая электроника имеет местное происхождение – в отличие от БПЛА TB2, выпуск которого недавно оказался под угрозой. Также сохраняется зависимость от импортных двигателей.

* * *


Несмотря на все усилия, турецкой промышленности пока не удалось разработать авиационный двигатель с требуемыми параметрами. В связи с этим опытные и серийные Akıncı пока комплектуются силовой установкой украинского производства. Более того, такая ситуация будет сохраняться в течение нескольких следующих лет и приводить к известным рискам.

Первое турецко-украинское соглашение от 2018 г. предусматривало поставку 20 двигателей АИ-450Т. В год подписания контракта заказчику отправили первые четыре двигателя, в 2019-м передали еще шесть, а в 2020 г. отгрузили оставшиеся 10. При помощи заказанных двигателей «Байкар» могла построить до 10 новых беспилотников. Шесть БПЛА, опытные и серийные, уже изготовлены и летают, а в запасе остается еще четыре комплекта двигателей.

В конце октября Запорожское мотостроительное КБ «Прогресс» им. Ивченко заказало у компании «Мотор Сич» комплектующие для изготовления 30 двигателей АИ-450Т. Изделия общей стоимостью более 7 млн долл. США должны передать до конца 2022 г.


Цели такого заказа очевидны. Из поставленных деталей «Ивченко-Прогресс» соберет новые ТВД для передачи турецким партнерам. Соответственно, компания Baykar получит возможность построить еще 15 БПЛА – либо меньшее их количество, но с созданием складского запаса двигателей.

* * *


Компания Baykar в сотрудничестве с местными и зарубежными предприятиями смогла разработать, испытать и довести до серийного производства перспективный тяжелый БПЛА с высокими характеристиками. Впрочем, сборка серийной техники началась недавно и пока не отличается высокими темами. Кроме того, эти в этих процессах имеются потенциальные источники серьезных проблем.

Пока компания «Байкар» строит новые «Акынджи» только для ВВС Турции, причем точные потребности турецкой армии в такой технике неизвестны. Существующие соглашения с Украиной показывают, что в ближайшие годы может быть построено до 22 серийных БПЛА, включая три уже готовых. В зависимости от темпов производства, их построят не ранее 2023-24 гг. – и при отсутствии проблем с поставкой украинских комплектующих.

Компания-разработчик планирует вывести свой тяжелый БПЛА на международный рынок. Сообщается об интересе со стороны некоторых потенциальных заказчиков, но о реальных переговорах ничего не известно. Контракты тоже пока отсутствуют, а сроки их появления под вопросом. Возможно, первая информация об экспорте появится в самое ближайшее время.


В целом компания Baykar имеет право на оптимизм, однако сохраняются определенные риски. Несмотря на все успехи в деле разработки собственных комплектующих, двигатель с нужными характеристиками создать пока не удалось и его приходится закупать за рубежом. При этом поставщиком выбрана Украина, являющаяся весьма специфическим партнером для международного сотрудничества. Сможет ли украинская сторона вовремя и качественно выполнять все заказы на двигатели, неизвестно.

Таким образом, новейший БПЛА Bayraktar Akıncı успешно доведен до серийного производства и принятия на вооружение. Производство пока идет с ограниченными темпами, а кроме того, серьезно зависит от импортных комплектующих. Удастся ли нарастить темпы строительства и избавиться от иностранных двигателей, покажет время.

Кирилл Рябов