Как мы ликвидируем последствия вредительства в оплате труда («Правда» от 4 сентября 1938 года)

И. ЛОСКУТОВ
Директор автозавода имени Молотова, депутат Верховного Совета РСФСР

В мае 1938 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР вынес решение об улучшении организации заработной платы на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова и на Московском автозаводе им. Сталина. Задание правительства на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова выполнено, и в настоящей статье мы освещаем опыт этой работы.

На прежней системе заработной платы лежала печать вредительства. Множество тарифных сеток и ставок (22 ставки и 10 сеток). Отсутствовал тарифно-квалификационный справочник. Нарушалась тарифная дисциплина. Была занижена заработная плата рабочих-повременщиков. Большое количество премиальных систем механически повышало заработную плату. Все это запутывало и извращало советскую систему оплаты труда.

Так, заработная плата рабочих, занятых на горячих работах, была лишь немногим выше заработной платы рабочих на холодных работах. 30 проц. рабочих на холодных работах получали ставки горячах работ.

Низкие оклады мастеров не создавали стимула для их выдвижения и роста. Мастер сборочного цеха, например, получал 357 руб., а рабочий 6-7-го разряда в этом же цехе — 392-492 рубля. У рабочих не возникало желания стать мастерами.

Прогрессивно-сдельная система оплаты труда была запутана и применилась в ограниченном размере.

Эти грубейшие извращения в организации заработной платы были одной из основных причин текучести рабочих кадров, повышенного брака, и они стали тормозом дальнейшего развитая стахановского движения на заводе. За один только 1937 год текучесть рабочих на заводе выражается цифрой 15.354 человека.

На основе указаний правительства у нас разработана новая система заработной платы.

Ликвидирована множественность тарифных сеток и ставок. Теперь на заводе действуют только две тарифных сетки — операторов и универсалов, и пять ставок на первый разряд. Работа операторов — этой основной на нашем заводе группы рабочих — теперь тарифицирована от 2-го до 7-го разряда.

Тарифная сетка рабочих-универсалов дает неквалифицированному рабочему перспективу и стимул к технической учебе и повышению квалификации. Горячие работы оплачиваются в среднем на 19 проц. выше холодных, стало быть, труд более тяжелый получает более высокую оценку.

Премиальные положения, механически повышавшие заработную плату, отменены. Введены новые правила, которые должны стимулировать повышение производительности труда, снижение брака, снижение себестоимости и улучшение всех других качественных показателей.

К чему привели введение новых тарифных ставок, пересмотр норм выработки и расценок, пересмотр ставок и премиальных систем?

Изменено 56 процентов норм (117.479 норм). На производстве грузового автомобиля 27,8 проц. норм выработки повышено и 13,5 проц. норм понижено. Понижены явно завышенные нормы, а повышены нормы там, где внедрены новые организацинно-технические мероприятия.

Благодаря введению новых расчетных условий подавляющее большинство расценок повышено. Так, на производстве грузового автомобиля повышено 90 проц. всех расценок и на легковом автомобиле повышено 79 проц. расценок.

Как пересматривались нормы выработки и расценки?

Нормы выработки, тарификация операций и работ и расценки были подготовлены аппаратом нормировщиков. Затем нормы и расценки обсуждались 646 комплексными бригадами, в которых участвовал 3.401 человек. В их составе было: 650 мастеров, 369 технологов-нормировщиков, 342 других инженерно-технических работника, 2.040 рабочих-стахановцев.

Комплексные бригады при рассмотрении норм выработки и расценок внесли немало поправок, которые окончательно рассматривались начальниками цехов. Результаты докладывались начальниками цехов на пленумах цеховых комитетов профсоюзов.

Все нормы выработки и расценки, а также тарификация рабочих-повременщиков проверялись сектором технического нормирования и утверждались лично директором завода.

Результат перестройки заработной платы таков.

Наиболее высокую заработную плату получают рабочие горячих цехов. Так, заработная плата в литейных цехах на 24-26 проц. выше, чем в прессовом цехе, цехе шасси, опытных мастерских и арматурно-радиаторном цехе.

Наибольшее внимание обращено на ведущие участки и профессии завода. Так, в кузнечном цехе наиболее высокая оплата установлена на участках тяжелых паровых молотов и ковочных машин, в цехе мотора — на линии блока и коленчатого вала, в литейном цехе — на плавильном и формовочном участках и т. д.

На прогрессивную оплату труда переведены работники главным образом «узких» участков производства, в том числе участков, вырабатывающих запасные части.

Прогрессивно-сдельная система оплаты труда введена в 20 цехах и касается она 3.751 человека (31.5 проц. всего количества рабочих-сдельщиков данных цехов).

По-новому организована заработная плата рабочих-повременщиков. Общий рост заработной платы этой группы рабочих составляет по заводу 8 проц. Наладчики получали раньше 377 руб. в месяц, теперь в среднем 397 руб.; слесаря по ремонту раньше получали 364 руб., теперь — 389 руб.; кладовщики раньше — 234 руб., теперь — 265 руб. и т. д.

На заводе пересмотрена заработная плата всех инженерно-технических работников. В результате пересмотра их оплата повышена на 11 проц. При этом оплата инженеров, работающих в цехах, повышена больше, чем инженеров, работающих в аппарате заводоуправления.

Подтянута заработная плата мастеров, технологов и начальников участков. В целом по 30 цехам завода их заработная плата выглядит следующим образом: средняя заработная плата мастера раньше составляла 438 руб. в месяц, теперь — 493 руб., старшего мастера — раньше 517 руб., теперь—590 руб., технолога — раньше 499 руб., теперь — 547 руб., начальника участка или отделения — раньше 663 руб., теперь —776 руб. в месяц.

В первом полугодии 1938 года на заводе действовало 44 премиальных положения для инженерно-технических работников. Премия за снижение брака и за экономию фонда заработной платы выдавались даже при невыполнении количественной программы. В соответствии с постановлением СНК СССР для инженерно-технических работников установлены следующие показатели премирования: для цеховых работников — снижение себестоимости продукции и повышение производительности труда сверх плана; для работающих на участках — повышение производительности труда и снижение брака. Механики отделений и мастера по ремонту и обслуживанию оборудования и приспособлений премируются за качество ремонта и обслуживания, а также за безаварийность оборудования. Во всех случаях премирование инженерно-технических работников допускается только при условии выполнения производственной программы на данном участке.

На заводе проведен также пересмотр заработной платы всего счетно-конторского персонала. Цеховому персоналу повышена заработная плата на 18.3 проц. а в заводоуправлении — на 13 процентов; оплата повышена низкооплачиваемым группам — учетчикам, табельщикам и т. п.

Повышена также заработная плата младшему обслуживающему персоналу и ученикам ФЗУ.

Такова работа, проделанная на заводе. Мы рассчитываем, что ликвидация последствий вредительства в оплате труда, уничтожение мелкобуржуазной уравниловки, будут способствовать росту производительности труда и улучшению материальных условий работников завода. Соблюдение социалистического принципа — оплата по труду — несомненно повысит заинтересованность каждого рабочего и служащего и приведет к выполнению и перевыполнению государственного плана.

г. Горький.