С опозданием на месяц («Правда» от 15 октября 1938 года)

КАК ВЫПУСКАЮТСЯ КИНОЖУРНАЛЫ

Жизнь советской страны многообразна, богата яркими фактами, неповторимыми событиями. Задача кинохроники — показать нашу родину во всем ее величии и могуществе, показать рост страны, борьбу и победы советских людей, запечатлеть счастливую жизнь советского человека.

Правдиво и образно рассказывают о силе и славе страны социализма, о героизме советских людей, воспитанных партией Ленина—Сталина, такие художественно-хроникальные фильмы, как «Первомай», «Папанинцы», «Песня молодости», отдельные наши периодические киножурналы.

Однако кинохроника все еще значительно отстает от действительности. Дыхания дня нехватает еще многим хроникальным фильмам и журналам.

Комитет по делам кинематографии при СНК СССР, Главное управление по производству хроникально-документальных фильмов все еще мирятся с крайней неповоротливостью, безынициативностью студий, с возмутительным запаздыванием выпуска кинохроники и срывом важнейших съемок.

Украинская студия не сумела быстро и своевременно показать работу стахановца-новатора тов. Блидмана, его новый метод, рожденный и впервые примененный именно на Украине. За весь 1938 год студия ни разу не показала во всесоюзном киножурнале передовых людей Донбасса, их борьбу за подъем угледобычи, за выполнение заданий партии и правительства. До сих пор студия не откликнулась на приближающееся 125-летие со дня рождении великого украинского поэта Т. Г. Шевченко.

В памятные для всей страны дни избирательной кампании отдел хроники Грузкино присылал в Москву съемки трехнедельной данности. Первомайскую детскую демонстрацию Грузкино выдавало за демонстрацию в честь выборов.

В национальных кинопроизводственных организациях хроника влачит жалкое существование. Почти ничего не присылают для киножурналов из Туркмении, Армении, Грузии, Азербайджана. Из Белоруссии съемки приходят за месяц, сразу «пачками». Так образуются длительные провалы в освещении на экране жизни республик.

Чрезмерная медлительность работников кинохроники помешала откликнуться на события, происшедшие в районе озера Хасан. Лишь сейчас Дальневосточная студия работает над документальным фильмом на эту тему. Но все еще неизвестно, когда фильм будет готов, когда он будет выпущен на экран.

Дело чести оператора-корреспондента не только хорошо заснять то или иное событие, правильно осветить его, но и быстро, во время доставить снятую кинопленку в Москву, чтобы ее можно было включить в журнал. Без этого любая, самая блестящая съемка не достигнет цели.

Студии хроники не пользуются самолетами. Важнейший материал, актуальность которого определяется буквально часами, Ленинградская студия высылает… багажом.

Даже в Москве, в крупнейшей студии хроники, систематически срываются съемки важнейших событий, которыми интересуются широкие массы зрителей. Так, не были сняты для киножурнала: спартакиада РККА, День авиации, перелет летчицы Бережной по маршруту Москва—Баку— Москва. Провалена съемка первой Сессии Верховного Совета РСФСР. Не был заснят старт героического перелета Москва— Дальний Восток тт. Гризодубовой, Осипенко, Расковой.

Увлекаясь большими, полнометражными документальными фильмами, руководители кинохроники забывают об основном виде своего производства — киножурнале.

Тормозит работу кинохроники отсутствие большевистского порядка в Московской студии. Даже в том редком случае, когда важное событие своевременно заснято операторами, негатив подолгу лежит в лаборатории непроявленным. Разве, терпимо, что негативы таких съемок, как «Проводы призывников», «Навстречу III годовщине стахановского движения», пролежали в лаборатории около 10 дней.

Советская кинохроника имеет кадры операторов, владеющих техникой своего дела. Но почему-то именно этих людей, специалистов кинорепортажа, регулярно загружают другой работой. Большинство лучших операторов местных студий уже давно не снимает для периодических киножурналов.

Известное постановление ЦК ВКП(б) о работе собственных корреспондентов ярославской областной газеты «Северный рабочий» является руководящим указанием и для хроники. Нужен правильный подбор операторов-корреспондентов, киножурналистов, умелая их расстановка в важнейших областях и районах нашей страны. Надо стремиться максимально расширить корреспондентскую сеть, активно выявлять и организовать вокруг хроники кинолюбителей. Следует пересмотреть и географическое расположение студий. Нельзя мириться с таким положением, чтобы на Волге, например, было пять студий, а на Дальнем Востоке — одна, и к тому же крайне беспомощная.

Нужна единая центральная редакция всесоюзных хроникальных киножурналов, которой подчинялась бы вся сеть разбросанных по стране операторов-корреспондентов.

Пора, наконец, перестать кустарничать. Советской кинохронике должен быть обеспечен широкий, большевистский размах.

Р. КАЦМАН.