В Одессе («Правда» от 24 октября 1938 года)

1.

«Всякий пристойно одетый, в назначенные часы и дни имеет право посещать библиотеку», — плакат с такой надписью висел некогда перед входом в Одесскую научную библиотеку — одну из самых старых в России публичных библиотек.

В будущем году библиотека празднует свой 110-летний юбилей. Миллионы посетителей пользовались ее неоценимыми услугами. То были «пристойно одетые» — буржуазия, студенты, чиновники, они были до революции главными клиентами библиотеки. После 1917 года сюда стали ходить рабочие, партийные работники, сельский актив.

Книгохранилище располагает двумя миллионами томов по всем отраслям знания: за последние годы количество книг резко выросло.

Основанная в 1829 году журналистом А. Левшиным, эта библиотека пополняла свой книжный фонд от случая до случая «щедротами» благотворителей, меценатов. С 1912 года до омой Октябрьской революции на покупку книг ежегодно ассигновывалось 3.000 рублей — ни копейки больше. Приходилось выпрашивать книжки у авторов, у издателей, идти на разные ухищрения.

Сейчас в библиотеку поступают все выходящие в стране книги, на всех языках. Кроме того, библиотека ведет обмен с книгохранилищами заграницы.

В ее фондах есть неоценимые старинные рукописи, первопечатные книги: псалтырь и «Новый завет», впервые напечатанные на Волыни в 1580 году русским первопечатником Иваном Федоровым; знаменитая Острожская библия, соломоновские притчи, переведенные в 1517 году с латинского языка на белорусский, первые издания Радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», Грибоедова, Гоголя, «Кобзаря» Шевченко, дооктябрьские нелегальные издания марксистских книг и т. д. Пополняемые и ревностно оберегаемые, все эти редкости отданы сейчас народу.

И народ идет сюда учиться — залы библиотеки переполнены. Тысячи людей находят здесь все необходимое для учебных работ, технических проектов.

Аспирантка кредитно-экономического вуза Л. Хахиашвили работает здесь над историей партии, историк В. Рубаха изучает ассиро-ваволонскую эпоху. Коммунист Р. Цацкин штудирует историю Смутного времени.

Посетителей библиотеки обслуживают опытные, внимательные работники. Многие из них не покидают библиотеку и работают в ней десятки лет.

2.

В Одесском оперном театре в свое время бывал Пушкин. Старое здание театра сгорело. В 1887 году было построено новое, замечательное по архитектуре здание, одно из лучших театральных зданий нашей страны.

Оперному одесскому театру — пятьдесят лет. Из года в год совершенствует он свой репертуар, растит новые кадры исполнителей, бережет заслуженных мастеров. Русская классическая опера издавна пользуется на этой сцене уважением.

В 1935 году театр имел в репертуаре пять классических русских опер и два балета. В репертуаре 1938 года более двадцати постановок. В том числе 15 русских классических и современных советских опер.

Из года в год на сцене Одесского оперного театра идут «Евгений Онега», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Демон».

Театр хорошо посещается не только одесситами. Моряки с иностранных судов, заходящих в Одесский порт, — частые гости театра. Свое представление о советском театре они составляют по одесской опере — и, надо сказать, неплохое представление.

Прекрасные молодые силы воспитываются в театре! Рабочий Киевского арсенала Лаптев стал отличным баритоном. Крестьянин Крижановский поет ведущие партии и т. д.

Работники театра любят свой театр до самозабвения. Недавно умерла работница, до последних своих дней не покидавшая театр. А пришла она в него в день открытия, пятьдесят лет назад. 42 года работает в театре Б. А. Райкин. Теперь он член партии. И. 3. Гордон, артист хора, работает в театре 40 лет, закройщица женской костюмерной мастерской Е. А. Михальская — 42 года.

3.

По городу расклеена красивая афиша здешнего украинского театра Революции, возвещающая о премьере пьесы Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Это событие из ряда вон выходящее. Пьесы Островского на украинском языки до сих пор не шли. Контрреволюционные буржуазные националисты и прочая гнусь проповедывали теорию о невозможности постановок пьес великого русского драматурга на украинской сцене. Театр Революции доказал обратное, впервые в истории украинского театра поставив пьесу Островского.

Спектакль, поставленный режиссерами Перовым и Киселевичем, хорошо принят зрителями. Пьесу перевел молодой драматург Плоткин, — перевел тщательно, в общем удачно. И разыграна пьеса приятно. Блестящий образ скупца создал артист Твердохлиб (он играл чиновника Крутицкого). Заслуженная артистка Мещерская в роли Анны и артистка Михалевич в роли Насти вызвали всеобщее восхищение.

Таким образом, начало положено, и надо думать, что Островский займет в репертуаре украинских театров подобающее ему почетное место.

4.

Одесская киностудия вырастет в мощное предприятие. При старых порядках в кинематографии Одесскую студию игнорировали. Но именно здесь, на берегу Черного моря, началась русская кинематография.

У студии величайшие возможности — природные, людские. Помимо постановки своих картин, она обслуживает многочисленные киноэкспедиции. Сейчас разработан проект расширения студии, ее руководители деятельно ищут новых авторов, режиссеров, артистов.

Сейчас заканчивается съемка картины «Морской пост», и начинается съемка картины «Моряки». Скоро появится на экранах СССР сказка «Эдельвейс», снятая в мастерских комбинированной съемки М. Карюкова. Этого мастера вредители всячески зажимали и не давали ему хода.

Первая картина — это простая, увлекательная, красивая история о девочке, которая искала цветок, излечивающий от трусости. Фильм открывает новые богатейшие возможности в кинематографии. Тов. Карюков при помощи комбинированной съемки создал для фильма горы, леса, моря, пещеры. Они очень реальны, — смотришь на них — и забываешь о том, что все это макет величиной в метр.

* * *

В этом солнечном, жизнерадостном городе социалистическая культура завоевывает новые и новые высоты.

НИКОЛАЙ ВИРТА.
Одесса.