Нужны ли рабфаки? («Правда» от 12 ноября 1938 года)

Средняя школа — это сейчас основной путь для получения советской молодежью среднего образования и подготовки молодежи в вузы.

В этих условиях, по моему мнению, отпадает необходимость в рабфаках: они выполнили свою историческую миссию — дело пролетаризации высшей школы. Сотни тысяч рабочей молодежи прошли через рабфаки и составляют теперь передовой отряд советских специалистов.

Рабфаки уступают свое место средней школе. Это находит свое выражение в сокращении числа рабфаков и учащихся в них. В 1934 г. был 831 рабфак с 271.000 учащихся в них. К 1 января 1938 г. осталось 524 рабфака со 126.000 учащихся в них.

Значительно изменился социальный и возрастной состав рабфаковцев. Прежде рабочие составляли основную массу учащихся. В настоящее время на дневных рабфаках учатся не рабочие, а дети рабочих, не колхозники, а дети колхозников. Три года назад учащихся моложе 18 лет было на рабфаках не больше 7 проц., теперь их около 40 проц. По существу дневные рабфаки уже не представляют собою рабочие факультеты, а являются надстройкой над семилетней школой.

Иначе стоит вопрос о вечерних рабфаках. В них обучается молодежь, совмещающая учебу с работой. Для нее, безусловно, должна быть сохранена система обучения без отрыва от производства. Сейчас существуют две таких формы: вечерние рабфаки и школы взрослых. Число школ взрослых в последние годы непрерывно растет. В 1933—34 учебном году в них обучалось 79 тысяч человек, а в прошлом учебном году — около 650 тысяч человек. В старших классах школ взрослых, соответствующих курсу рабфака, в этом году обучается в 3 раза больше, чем на вечерних рабфаках.

Школы взрослых еще не развернули как следует своей работы. Часто они не имеют своего педагогического коллектива, помещений и оборудования, совершенно неудовлетворительно руководство ими со стороны наркомпросов. Но быстрый рост школ, отражающий громадную тягу взрослых к образованию, показывает, что эти школы жизненны. Вполне целесообразно и своевременно поставить вопрос о слиянии вечерних рабфаков и школ взрослых.

При ликвидации рабфаков освободится значительная учебная площадь и места в общежитиях. Это особенно важно для педагогических вузов, где придется резко увеличить в ближайшие годы прием.

Начать свертывание дневных рабфаков, как нам кажется, можно с 1939 г. и повсюду, за исключением республик Средней Азии, где средняя школа еще не обеспечивает полностью комплектование вузов. Но и там через 2—3 года необходимость в рабфаках также отпадет.

Ив. ЛЯСНИКОВ.
Сотрудник Госплана
при СНК СССР.