Чем владеет советский народ: Великая железнодорожная держава («Правда» от 5 декабря 1938 года)

Советская власть получила транспорт в тяжелом состоянии: изношенный и дезорганизованный империалистической войной, он был еще более разрушен в период гражданской войны и интервенции. Нужна сила большевистская воля партии и энергия революционных железнодорожников, чтобы при этих условиях оказать громадную помощь Красной Армии, дать ей возможность победить в борьбе с врагами революции.

Железнодорожное движение, снизившееся к 1920 году почти в три раза против 1913 года было полностью доведено к довоенному уровню в 1926—1927 гг. А две сталинские пятилетки подняли наш железнодорожный транспорт на высоту, которую не могло предвидеть даже самое смелое воображение. Протяжение железнодорожных линий возросло почти в полтора раза против той сети, которая имелась в царской России в 1913 году (она строилась в течение 90 лет). Грузовое движение увеличилось против 1913 г. почти в 4 раза по тоннажу. Особенно резко выросло пассажирское движение. Это связано с ростом промышленности страны, больших городов, существовавших и возникших за последние годы.

Такой огромный рост перевозок потребовал значительного увеличения подвижного состава и целого ряда технических мероприятий.

Впервые после революции началась массовая постройка большегрузных вагонов. В настоящее время новые вагоны строятся только 4-осные и большегрузные. Строятся новые мощные паровозы (товарные и пассажирские) «ФД» и «ИС», которые примерно в полтора раза мощнее прежних локомотивов.

Большим достижением является паровоз с конденсацией пара. Такой паровоз совершает пробег свыше тысячи километров без набора воды: кроме того, благодаря более равномерной тяге получается экономия топлива — около 10 проц. Сейчас научная мысль на транспорте занята вопросами дальнейшего повышения экономичности паровозов. В ближайшее время конденсационный тендер будет применен и к паровозу «ФД».

Ведутся опыты по применению пыле-угольного отопления. Изучается вопрос о газогенераторном двигателе. Наконец, создаются новые типы паровозов с более высоким коэффициентом полезного действия: теплопаровоз системы инж. Майзеля, паровоз Трофимова и т. д.

Серьезное внимание уделяется культуре работы на паровозе, облегчению труда машиниста и кочегара. Сейчас уже не редкость теплые будки с электрическим освещением; мощные паровозы снабжены стокерами—механизмами, подающими топливо в топку.

В вагонном хозяйстве широко вводятся автосцепка и автотормоз. Эти два мероприятия и усиление мощности самого паровоза дают возможность стахановцам транспорта водить поезда весом 3.000—5.000 тонн и более.

За последние годы велись большие работы по развитию станций. Целый ряд мероприятий был предпринят для увеличения безопасности и ускорения движения: электрическая и механическая централизация стрелок, автоблокировка, постройка механизированных горок и т. д.

Техническое оснащение транспорта ведется особенно сильными темпами с 1935 года — со времени назначения наркомом путей сообщения тов. Л. М. Кагановича. Транспорт непрерывно развивался благодаря разоблачению предельческих теорий и разгрому врагов народа..Мощное стахановско-кривоносовское движение вскрыло новые огромные резервы на транспорте.

Рост нашего железнодорожного транспорта потребовал значительного увеличения кадров. Эти кадры подготовлялись на различных курсах, в стахановских школах, в развитой сети техникумов и транспортных втузов. В 1913 г. в России было всего лишь два транспортных втуза, сейчас их — 12. Несмотря на большие выпуски специалистов из вузов и втузов, транспорт все еще ощущает недостаток высококвалифицированных сил, так как рост его опережает темпы подготовки кадров.

Многие не представляют себе, какое огромное значение имеет транспорт в народном хозяйстве страны. Транспорт расходует 25 проц. всего топлива страны исключительно на перевозки, транспорт обладает сетью водоснабжения, почти равной сети всего коммунального хозяйства страны.

Работа транспорта теснейшим образом связана с ростом новых промышленных районов страны, повышением обороноспособности нашей родины. «… Транспорт, — говорил на XVII с езде ВКП(б) тов. Ворошилов, — это родной брат Красной армии… Для обеспечения действий современной армии нужен и современный транспорт, прекрасно организованный, работающий без сучка и задоринки».

Перед нами стоит задача — развивать новую железнодорожную сеть, охватывающую все производственные районы нашей страны, существующие и вновь организуемые. Сейчас намечается новое строительство в Средней Азии, строятся и будут строиться новые линии в Сибири и на севере.

Мы пойдем по пути увеличения скорости товарного и пассажирского транспорта. Характерно, что увеличение технической скорости движения позволяет повышать вес поезда, так как при этом во многих случаях трудные подъемы берутся с разгона. Мы рассчитываем, что в ближайшие годы скорость движения наших товарных поездов может быть повышена примерно в полтора раза и во столько же, если не в два раза, может быть увеличена скорость нашего пассажирского движения.

Страна наша растет непрерывно. Вместе с ней растет наш железнодорожный транспорт, а значит и обороноспособность нашей родины. Мы, железнодорожники, прекрасно это понимаем. Мы понимаем, почему транспорт так оберегается и поддерживается нашей большевистской партией, нашим правительством. Мы приложим все силы, чтобы оправдать доверие партии Ленина—Сталина, чтобы наш транспорт был достоин страны социализма.

Профессор В. ОБРАЗЦОВ.
Депутат Верховного Совета СССР.