«Культура» постсоветского периода

А может оно и к лучшему, что с культурой плохо? Нельзя отрицать её очевидный упадок в России, хотя и по всему остальному миру расцвета не наблюдается, но… вдруг подумалось, что это хорошо. Правда.

Наша культура настолько ушла в отрыв от народа, от страны, от всего: им уютном в своём неполживеньком мирочке, они снимают фильмы друг для друга и друг другу же за них дают призы. Люди всё это не смотрят, не хотят, им это не интересно, а что интересно людям, то не интересно «мастерам культуры». А это даже и хорошо! Чуть ниже поясню, почему…

Посмотрите на молодёжь, это же интересно! Вот культура советская и досоветская — она есть, опознаётся. Цитаты из «17 мгновений весны», «Место встречи», из «12 стульев», из комедий Гайдая — всё это опознаётся. Досоветская культура — то же самое, знают они прекрасно поэтов и писателей, всё далеко не плохо, хоть и не столь хорошо, как мечтается…

Но вот почти сразу после 1991 — провал, пустота! И дальше — уже сразу то, что они застали в «нулевые», причём в основном — не наше.

И мне вдруг пришла в голову очень жёсткая мысль, но справедливая: не исключено, что нынешняя «культура» вообще сгинет без следа! Я что, буду своим детям показывать фильмы Звягинцева или Серебренникова? Или мои дети без подсказки сами их посмотрят? Да нет же! Эти «деятели культуры» живут вне жизни и там же останутся со своими призами, которые друг другу понадавали.

И это будет даже хорошо, что всё это позорище не попадёт в историю, а то потомки будут рыдать: экое бесталантище жило-то в те годы!..

Была такая хорошая шутка в КВН:

— Что делаешь?
— Книгу пишу.
— Зачем?
— Читать нечего!


И в этом плане молодёжь, как я вижу, потыкалась-потыкалась в поисках интересного, ничего не нашла, приняла к сведению совсем старую культуру советскую и досоветскую — и пошла писать свои книги.

Причём моя общая начитанность и наслушанность позволяют на слух определять в условном рэпе и нотки классической музыки, и отзвуки поэзии и прозы конца XIX — начала ХХ века… Иногда — в прямом виде, иногда — через 2-3 наследования через рок-культуру. То есть что-то они непосредственно из лично прочитанной-просмотренной-прослушанной классики получают, что-то — из того, как это переработала рок-музыка второй половины ХХ века. То есть ребята не бестолковые, сами не дураки посмотреть, послушать и почитать что-то интересное, но при этом — идут и пишут своё. И смотрят они Кубрика, и впечатляются Бергманом, то есть со вкусом у ребят всё в порядке.

А подрастут эти ребятки, и что они скажут о своей молодости?

«Да как-то ничего не было в наше время; что-то мы подсмотрели из старого, что-то сами наклепали как смогли — так вот и прожили молодость».

И словно не было этой «культуры» постсоветского периода. Да и была ли она, эта культура? Если очень повезёт, то она на нашем веку ещё появится, но уже как параллельная новая ветвь.

Все эти музыканты советских времён типа Гребенщикова и Макаревича, желающие петь только про «Рашку-говняшку», все эти режиссёры, снимающие свою чернуху — что там наследовать??? Молодёжь обратится к тому же, к чему обращались эти недоделки, и с нуля начнёт новую ветвь, а эта, существующая, как «тупиковая ветвь эволюции» усохнет бесплодно. Да и то, как я сказал, если нам повезёт, но я думаю, что таки повезти должно, ребятки обнадёживают.

Я долгое время критиковал нынешних «деятелей» за их высокомерие, за презрение к людям и стране, за желание снимать и писать про свои «эльфийские» темы, но теперь думаю, что это даже хорошо, что они были такими: они своими руками закопали все шансы, чтобы их творческие усилия были унаследованы. Они настолько оторвались от людей, что живут в своём параллельном мире, а в реальности люди создают своё, даже не всегда подозревая, что существуют эти «деятели», да и с чего бы их замечать???