Воспитание комсомольцев («Красная звезда» от 25 марта 1943 года)

Основное место в воспитательной работе наших комсомольских организаций занимает показ героики отечественной войны. Недавно нам пришлось присутствовать на беседе одного агитатора. Надо было видеть, с каким интересом слушали его бойцы. Из множества боевых эпизодов он сумел найти наиболее интересный материал и в ярком изложении передал его слушателям .

— Я расскажу вам о комсомольце Дубенцове, — говорил агитатор, — мужество которого должно служить нам примером.

И перед бойцами вырос образ молодого советского патриота. На его окоп шли танки противника. Дубенцов не дрогнул и смело принял бой. Только будучи раненым, он был схвачен фашистами. Очнувшись на повозке, в которой его везли во вражеский плен, Дубенцов обнаружил под рогожей немецкий автомат. Не долго думая, он выхватил его и расстрелял 8 гитлеровцев, а потом благополучно добрался до своей части.

Пропаганда таких примеров — очень ценный материал в воспитании мужества и отваги. И комсомольские организации Юго-Западного фронта правильно делают, когда систематически доводят до каждого красноармейца факты о героических подвигах своих товарищей.

Помогая командирам воспитывать умелых воинов, комсомольцы решительно борются с недостатками в боевой подготовке. Это касается тех товарищей, которые плохо владеют своим оружием, плохо ухаживают за ним.

Вот пример. Однажды в разгаре боя перестал работать пулемёт комсомольца Великова. Враг наседал. Подразделению грозила опасность. Тогда на помощь тов. Великову пришёл старший сержант Явровский. Он быстро исправил задержку, пулемёт заработал, и атака врага была отбита.

Это событие послужило сигналом для комсомольской организации роты. На собрании был сделан доклад о подготовке оружия к бою. Затем был разобран случай с комсомольцем Великовым. Выступления товарищей сильно подействовали на бойца. Он дал клятву, оружие в дальнейшем действовало безотказно.

Но этим не ограничилась комсомольская организация. Вскоре в роте вышел «Боевой листок» и в нем Великов рассказал о прежней ошибке, поделился опытом по уходу за пулемётом.

Его постановка вопроса о пулемёте всколыхнула всех бойцов подразделения. В дальнейшем подобных происшествий в подразделении не было.

Исключительную роль в воспитательной работе играет правильно организованное и умело проведённое комсомольское собрание. Опыт показывает, что в условиях боёв удобнее всего проводить общие комсомольские собрания лишь до роты включительно. Созыв общего собрания полка — почти невыполнимое мероприятие. В масштабе полка есть смысл практиковать проведение делегатских комсомольских собраний.

Для примера возьмём недавно проведённое делегатское собрание в N-ском гвардейском полку, где секретарём бюро ВЛКСМ тов. Ефимов.

На собрании был поставлен один вопрос: «Состояние воспитательной работы с молодёжью и задачи комсомольской организации». Ещё задолго до собрания всем комсомольцам стала известной повестка дня. Кроме того в подразделениях было проверено состояние воспитательной работы с вновь принятыми в комсомол, с новым пополнением, с бойцами нерусской национальности. В итоге — было поднято много интересных вопросов, которые на собрании стали предметом широкого и горячего обсуждения.

Собрание началось сразу же после боя. Делегаты прослушали короткий, живой доклад. Выступавшие в прениях выдвинули ряд конкретных предложений: проверить работу комсомольцев-агитаторов, помочь командованию выявить боевой актив и организовать передачу боевого опыта, выделить в каждой роте комсомольца-книгоношу и др. Эти предложения легли в основу решений и в дальнейшем были успешно выполнены.

Так делегатское комсомольское собрание привлекло внимание к насущным вопросам политической жизни части. Собрание явилось школой воспитания. Но было бы ошибочно умалять значение ротных собраний комсомольцев. На них в первую очередь вновь принятые в союз познают силу организации, приучаются к коллективному обсуждению вопросов, познают комсомольскую дисциплину.

Многие руководящие комсомольские работники фронта нашли своё место в обстановке боевых действий. Они находятся в гуще масс. Это, естественно, повышает авторитет организации и политический вес активистов в глазах бойцов. Можно бы назвать сотни примеров самого тесного общения комсомольских руководителей с бойцами в окопах, в походе, в бою.

К примеру хотя бы возьмём комсомольцев-агитаторов. Они проводят работу не только в перерывах между боями, но и во время сражений. Так, беседы агитатора комсомольца Черных с увлечением слушают старые и молодые бойцы. Однажды группа бойцов-автоматчиков, среди которых был тов. Черных, с хода ворвалась в деревню, занятую противником, но попала под сильный фланговый огонь. Отдельные бойцы проявили растерянность. Заметив это, тов. Черных крикнул:

— Автоматчики, помните о гвардейской чести, ни шагу назад! Вперёд, за мной!

И отважный комсомолец увлёк за собой красноармейцев. Деревня была отбита у противника. В этом бою комсомолец Черных убил 16 гитлеровцев и 6 фашистов взял в плен.

А сколько таких примеров?

В основе воспитательной работы в комсомоле — приказ товарища Сталина №95. Изучая этот исторический документ, комсомольцы обязаны готовить изо дня в день грозных мстителей за кровь и слезы нашего народа, готовить умелых воинов армии-освободительницы.

Десять лет назад пламенный трибун нашей партии Сергей Миронович Киров говорил, что у нас в комсомоле пять миллионов человек. — Вот сейчас на одну минуту представьте, — указывал Киров, — что эти 5 миллионов человек, до мозга костей преданных коммунистической партии, научились бы владеть всеми средствами обороны, то в мире не нашлось бы силы, способной опрокинуть этот великий ленинский отряд.

Сейчас мы имеем не пять миллионов комсомольцев, а значительно больше. И многие из них — воины, закалённые в боях. Сильные своей спайкой, идейной вооружённостью и боевой выучкой, молодые защитники родины героически сражаются на фронтах отечественной воины, воспитываясь и мужая в боях. Нет, не одолеть гитлеровцам великую Красную Армию, в которой комсомольцы плечом к плечу с коммунистами и беспартийными товарищами отстаивают свою землю, свою жизнь.

Майор В. ВОРОПАЕВ.
Гвардии старший лейтенант
С. БОНДАРЕВ.

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.