Умер Юрий Яковлев

Актер театра и кино, народный артист СССР Юрий Яковлев скончался в субботу на 86-м году жизни, сообщается на сайте Театра им. Вахтангова.

«С прискорбием сообщаем. Сегодня ночью ушел из жизни народный артист СССР Юрий Васильевич Яковлев. Вахтанговцы выражают глубокие соболезнования родным и близким великого артиста и уникального человека», — следует из сообщения, размещенного на сайте.

В свою очередь, директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок сообщил о том, что актер скончался в больнице. «У Юрия Васильевича случился обморок, и его решили отправить в клинику», — добавил он.

Ожидается, что ближайший спектакль «Пристань», который будет показан 4 декабря, будет посвящен памяти Юрия Яковлева.

* * *


Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, он пошел работать в гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт и в итоге он стал работать один, без руководства. В распоряжении Юрия Яковлева был джип «Виллис». Он был самым счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт Международных отношений. И вдруг — как знак свыше — появилась мысль о ВГИКе…

…Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: «некиногеничен». Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им.Б.В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором — тройка. А дальше… Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: «Снимайся у Рязанова!» Но правду говорят, что «гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия». И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Евг. Вахтангова.

Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака «Горя бояться — счастья не видать». В этом же 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей — Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60-80-е годы — звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.

Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия», загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически — гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).

Последняя по времени роль — Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые». Яковлевский персонаж — очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.

Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным «вахтанговцем».

* * *


Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме «На подмостках сцены». Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова «Необыкновенное лето». В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.

Актер снимался в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии «Идиота», поставленной Иваном Пырьевым.

В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в «Человеке ниоткуда», однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной «Гусарской балладе» и Ипполита в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации «Анны Карениной», созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба», поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.

Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева — комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где актер сыграл сразу две роли — управдома Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия «Кин-дза-дза», в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.

Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины», в драме Валерия Приемыхова «Штаны», в фильме Сергея Овчарова «Левша» (Николай I) и в телесериале «Графиня де Монсоро» (барон де Меридор).

Юрий Яковлев с любовью говорил о своих ролях.

О Иване Васильевиче:«Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось».

Об Ипполите:«Мое отношение к Ипполиту — это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы — родственные души».

О поручике Ржевском:«Гусарская баллада» идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник".

Би:«Кин-дза-дза» — это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили… С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и емко».

А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорил редко: «Это другое».

Яковлев – был актером интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит Юлия Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».

* * *


В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок – «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.

Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел свое семейное счастье.

Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна живут уже четвертый десяток лет.

Алена, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой театра Сатиры.

Сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге.

* * *


Юрий Васильевич любил читать русских классиков, особенно — А.П. Чехова, предпочитал классическую музыку, обожал и хорошо знал старую Москву. С удовольствием собирал грибы. Увлекался спортом: хоккеем, футболом, гимнастикой, фигурным катанием.

В 1997 году в издательстве «Искусство» вышла книга Юрия Васильевича Яковлева «Альбом судьбы kkkkkk

* * *


Первоначально на роль Ипполита в „Иронии судьбы“ планировались Андрей Миронов и Олег Басилашвили. Первый не захотел играть „отрицательного героя“, у второго случилось несчастье в семье. Тогда ЭльдарРязанов в срочном порядке позвал Яковлева.

Иваном Васильевичем Буншей-Грозным могли бы стать Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Лебедев. Все по разным причинам отказались от роли.

Далеко не сразу после выхода на экран „Гусарской баллады“ поручик Ржевский превратился в анекдотический персонаж. Напротив, советские школьницы считали его идеалом мужественности и красоты.

Карьера в кино Яковлева могла бы начаться классически, словами: „Мальчик, хочешь сниматься в кино?“. Тогда маленького Юру позвали на киностудию и попросили надкусить яблоко, а потом произнести лишь одно слово: „Кислятина“. Но… после проб Яковлева больше не позвали. Так он не сыграл в фильме „Тимур и его команда“.

Известные выражения героев Юрия Яковлева стали „крылатыми выражениями “ у народа.

  • »Царь, очень приятно. Царь".
  • «Танцуют все!»
  • «Бориску на царство?!»
  • «Меня терзают смутные сомнения...»
  • «Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!»
  • «Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!»
  • «Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю… и Владимир Николаич тоже...»
  • «А потрите мне спинку, пожалуйста»
  • «Я требую продолжения банкета»
  • «О, тепленькая пошла…»
Согласно интернет-опросу самой крылатой фразой из отечественных кинофильмов является реплика Яковлева в «Иване Васильевиче»: «Требую продолжения банкета!» Она значительно опережает известные изречения киногероев «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «Ларису Ивановну хочу» и другие.

Фильм: «Иван Васильевич меняет профессию»