Ушёл в прекрасное далёко

После появления информации о том, что из жизни ушел Евгений Павлович, все как будто спохватились и извинялись, что вовремя не поздравили с юбилеем и напрочь забыли о человеке, которого называли не только великим, но и самым скромным советским композитором.

Особенность профессии известного композитора состоит в том, что, даже если на твоих песнях выросло несколько поколений, лишь немногие вспомнят твою фамилию, а уж в лицо тебя не знает практически никто.

Так устроен мир: для народной славы нужно самому исполнять свои песни в кабаках и постоянно мельтешить на экране телевизора. Евгений Крылатов этого не любил. Он был очень интеллигентным и скромным человеком, писал музыку из любви к искусству, а не дензнакам. Потому традиционные юбилейные концерты в Кремле шли у других, а 85-летие Крылатова осталось незамеченным. Одна газета взяла у композитора большое интервью, и он радовался, как ребенок, что наконец-то о нем напишут. Но в итоге вышла крохотная статейка. Когда журналист позвонил Евгению Павловичу, чтобы извиниться, тот без обиняков ответил: «Понимаю, бумаги, наверное, не хватило… Но ничего, у меня скоро будет 90-летний юбилей, приезжайте!» Но приезжать оказалось не к кому.

В мае 2019 года на 86-м году жизни знаменитый композитор Евгений Крылатов скончался. Об этом официально сообщила его дочь Мария Крылатова, музыковед и историк христианства. На этот раз новость облетела все СМИ. Вспомнили и «Крылатые качели», «Шпаги звон и звон бокала…», «Песенку о лете», «Прекрасное далеко», «Три белых коня», «Бьют часы на старой башне», «Сережка ольховая», «Лесной олень» и многие-многие другие песни. Искренние, берущие за душу — такую музыку мог написать только очень добрый, светлый, тонкой организации человек. «Вы гений!» — часто говорили Крылатову. На что он с улыбкой отвечал: «Я не гений, а Евгений!»

* * *


Пробиться в Москве юноше из Перми, который учился дирижировать стоя у репродуктора, а партитуру разыгрывал на бумажной раскладке из самоучителя по фортепиано, было необычайно трудно. Он провалил экзамены в консерваторию, но директор восхитился его природным талантом, и провинциального паренька приняли, причем сразу на два факультета.

Слава пришла к Крылатову поздно, после сорока. До этого он писал музыку к театральным постановкам, но однажды его приятель, Александр Зацепин, попросил помочь написать музыку к мультфильму «Умка». Евгений Павлович сел за рояль и тут же наиграл: «Ложкой снег мешая…» Эта песня стала хитом, а Крылатов — широко известной персоной в узких кругах.

Он обижался, когда его называли детским композитором. Сам Евгений всегда мечтал писать музыку к кинофильмам. Его мечта сбывалась эпизодически. Он не был штатным композитором в советской киноиндустрии, но если случался какой-то аврал и срочно нужна была музыка — бежали всегда к Крылатову. Знали, что только ему хватит таланта за пару часов сотворить шедевр. «Меня никто не спрашивал, есть ли у меня время, вдохновение, как я себя чувствую, — говорил композитор. — Надо — значит надо. Я садился за рояль и работал». Его единственным условием были готовые стихи, на которые он писал музыку. В редких случаях, если что-то не склеивалось, он просил переделать под ноты текст. Ему в этом не отказывал даже именитый тезка Евгений Евтушенко.

Потом у Крылатова стало много заказов. «Когда меня заметили, я работал, не покладая головы от клавиш», — шутил композитор. Вместе с известностью пришли и деньги, и звание народного артиста, и роскошная квартира в центре Москвы, неподалеку от Белорусского вокзала. Но Крылатов всегда оставался скромным и незаметным.

* * *


До самой госпитализации Евгений Крылатов производил впечатление пышущего здоровьем, веселого и жизнерадостного человека. Евгений Павлович никогда не жаловался на здоровье. Жаловаться вообще было не в его натуре. Здорового образа жизни он не вел, спортом не занимался, но и вредными привычками не злоупотреблял. Искренне верил в Бога, старался соблюдать заповеди. После восьмидесяти стало трудно ходить — подводили суставы. Но вместо похода по врачам Крылатов приобрел домой беговую дорожку и каждый день на ней тренировался. А в качестве профилактики возрастных изменений решил освоить гаджеты — мобильный телефон и компьютер.

Для человека старой закалки это было непросто, но он справился. Знакомые удивлялись, как в свои восемьдесят с хвостиком Крылатов общался по «Скайпу» и «Ватсапу», редактировал свой сайт, лично отвечал на комментарии поклонников. На вопрос «Как жизнь?» композитор отвечал: «Да какая жизнь в 85?! Вот когда я был молоденький, когда мне было всего 70, — вот это была жизнь!»

Говорят, что женатые мужчины живут дольше. В этом плане Евгению Павловичу повезло. Его единственная супруга Севиль была любящей и заботливой женой, идеальной хозяйкой и музой. В счастливом браке без ссор и разногласий Крылатов прожил долгих 57 лет. Ему был 81 год, когда Севили не стало. Это был самый сильный удар, которого композитор не ожидал: любимая жена скончалась внезапно, и как без нее жить, он не знал. Хотя с ним рядом всегда была любящая и крепкая семья — сын, дочь, невестка, внучка.

* * *


Композитор и светлой души человек ушел из жизни 8 мая 2019 года в одной из московских больниц, куда был госпитализирован с двусторонним воспалением легких. Два месяца врачи боролись за его жизнь, но увы. После прощания в Московском доме композиторов Крылатова похоронили на Митинском кладбище столицы.

Помимо немногочисленных земных богатств, Евгений Павлович Крылатов оставил миру несколько десятков композиций, в том числе известных песен из золотого фонда советского кинематографа. Он был единственным обладателем авторских прав на них. Как указали друзья и адвокат семьи, все наследство Евгения Крылатова, в том числе и права на его песни, перейдут прямым наследникам, детям — сыну Павлу и дочери Марии.

Новость о кончине композитора глубоко потрясла и его поклонников, и друзей. Андрей Малахов поделился своими эмоциями в соцсетях. Знаменитый телеведущий написал, что незадолго до смерти был у Крылатова в гостях: «Евгений Павлович признался, что очень переживает, что нигде не сказали про юбилей. Это его по-детски ранило. Надеюсь, скажут хотя бы про то, что он был талантлив, после его смерти. Пишу это, а в голове звучит: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…»

Maks