Для чего целенаправленно осуществляется деиндустриализация России?

На днях появилась информация о подписании В.Путиным закона об освобождении от НДС ввоза в Россию иностранных гражданских самолетов и авиационных комплектующих, что по сути означает смертный приговор российскому авиапрому, по крайней мере гражданскому.

Вчера пришла новость о том, правительство РФ может отказаться от строительства тепловых электростанций (ТЭС) на экспериментальных образцах российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ) 1,4 ГВт в пользу иностранных компаний, включая американскую GE и немецкую Siemens.

В связи с этим стоит напомнить, какой скандал произошел два года назад, когда из-за проблем с энергоснабжением Крыма от энергетической блокады полуострова со стороны Украины было принято решение срочно перебросить в Крым четыре газовые турбины SGT5-2000E немецкого производителя Siemens для строительства двух электростанций общей мощностью 940 МВт. Но в связи с введенными против РФ санкциями официально этого делать было нельзя поскольку по соглашению эти турбины были предназначены для установки исключительно на электростанциях в Краснодарском крае.

Казалось бы из произошедшего надо сделать выводы и наладить производство российских газовых турбин большой мощности (ГТБМ). Но проблема была в том, что в РФ после развала Советского Союза были утрачены технологии производства ГТБМ, поскольку после прихода Чубайса к руководству российской электроэнергетикой было принято решение отказаться от производства российских турбин и перейти к закупке мощных газовых турбины у немцев («Сименс»), японцев («Митсубиси») и даже американцев («Дженерал Электрик»).

В результате наша энергетика была поставлена в зависимость от чужих решений. Кроме турбин приходилось оплачивать специалистов для их установки и отладки. И постоянно заказывать запчасти на десятки миллионов долларов.

И вот ценой огромных усилий в кратчайший срок удалось создать российскую газовую турбину большой мощности ГТД-110М, соответствующую мировым стандартам. Казалось бы, давайте срочно запускать ее в серийное производство и поставлять на российские электростанции.

Но вместо этого приходит информация, что российское правительство планирует отказаться от российских турбин и продолжить закупки импортных. А перед этим приходит сообщение о поддержке президентом РФ планов закупки иностранных гражданских самолетов и комплектующих.

И тут открывается, что эти два казалось бы никак не связанные решения на самом деле являются решениями одного рода и они на самом деле связаны между собой.

В российской авиации, как военной, так и гражданской основной проблемой являлись двигатели. Мы всегда умели делать хорошие планеры самолетов и других летательных аппаратов поскольку российская аэродинамическая наука всегда считалась одной из лучших в мире, но мы всегда имели проблемы с авиационными двигателями, большинство их которых, как правило, уступали зарубежным аналогам. И именно поэтому нам никак не удается создать гражданские самолеты не уступающие Боингам и Аэрбасам, в первую очередь по удельной мощности двигателей и по потреблению топлива. И проблемы существуют не только для гражданских самолетов — отсутствие двигателя для самолета пятого поколения Су-57 свидетельствует о наличии серьезных проблем и в военной области.

Казалось бы, эта проблема требует серьезного внимания и принятия срочных мер. Но вместо этого подписание президентом РФ закона об отмене НДС на импортные самолеты по сути выносит смертный приговор российским пассажирским самолетам. И не только самолетам, но и авиационным газотурбинным двигателям. А информация о планах правительства отказаться от отечественных газовых турбин большой мощности наносит удар по российской энергетике. Кроме того ведь газотурбинные двигатели широко применяются на судах ВМФ, а также на газоперекачивающих станциях на российских газопроводах. А с двигателями для ВМФ ситуация тоже весьма сложная. Помните печально знаменитый поход «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии и клубы черного в полнеба над ним дыма. Да, конечно на нем стоят не газотурбинные двигатели, а котлотурбинные двигатели большой мощности, но все равно и там частично применяются похожие технологии.

И хотя, как видно из приведенных примеров газотурбинные двигатели применяются в самых разных сферах и могут значительно различаться по своей конструкции, но принцип их действия и технологии производства во многом схожи. И поэтому успешное развитие технологий в производстве, например, авиационных газотурбинных двигателей несомненно положительно скажется на технологиях производства газотурбинных двигателей для военно-морского флота или для энергетики. И наоборот.

Но решение президента и правительства РФ наносят мощнейший удар по авиации, по военно-морскому флоту, по энергетике. Да и в целом по безопасности страны (оборонной, энергетической, экономической и т. д.). Эти решения направлены на дальнейшую деиндустриализацию страны и уничтожение ее машиностроения.

И возникает резонный вопрос — для чего это делается? Для чего целенаправленно уничтожается российское машиностроение? Для чего целенаправленно осуществляется деиндустриализация России?

Виктор Алкснис