Могучее средство воспитания молодого поколения («Литература и искусство» от 13 февраля 1943 года)

Наступление Красной Армии продолжается. Выполняя мудрый сталинский стратегический план, Красная Армия опрокинула полчища гитлеровских бандитов и неустанно громит их. Тактические успехи немцев лета 1942 года сведены на нет. От фашистского ига освобождены многие города, сотни тысяч советских людей вызволены из фашистского рабства .

В эти исторические дни каждый новый ваш успех на фронте вселяет величайшую радость в сердца советских патриотов. Огромный подъем царит в нашей стране.

В героических битвах на фронтах отечественной войны, в высоком трудовом пафосе работников тыла раскрылись могучие силы советского народа, выявилась его непреклонная решимость отстоять самое драгоценное для него — свою отчизну, свое свободное существование.

Фронт и тыл уверенно идут тесно сомкнутым строем к единой цели — к решительной и окончательной победе над врагом, посягнувшим на самое существование нашей родины, нашего государства, нашего общества, нашей культуры, нашего будущего.

Сознание высоких целей отечественной войны окрыляет воинов Красной Армии, героев фронта и тыла. Повсеместны примеры подвигов, отваги, мужества и стойкости советских людей. Эти подвиги совершают советские люди разных поколений — и старшие, «отцы», обладающие большим опытом жизни, борьбы, и молодежь, «дети», в условиях войны приобщенная к борьбе всего советского народа.

Советские молодые люди героически сражаются на фронтах. Юноши и подростки пришли на заводы и фабрики и показывают здесь образцы замечательной стахановской работы. Дети, ещё не могущие принять непосредственное участие в защите родины, помогают фронту работой на колхозных полях, заботой о семьях фронтовиков. Советские дети напряженно живут интересами всей страны, и в их молодых сердцах, как никогда сильна сознательная, преданная любовь к родине.

Наша молодежь, наши дети — истинные и глубокие патриоты, ибо «… впервые за всю жизнь человечества дети являются наследниками не денег, домов и мебели родителей, а наследниками действительной и могущественной ценности — социалистического государства, созданного трудом отцов и матерей», — говорил Максим Горький на I всесоюзном съезде советских писателей.

Фашизм прививает немецкой молодежи с самых юных лет инстинкты стяжательства, зоологического индивидуализма, воспитывает кадры грабителей и убийц, ослепленных маниакальной идеей господства немецкой расы. Духовное опустошение, распад личности — вот удел фашистской молодежи.

Мы воюем за наше настоящее и за наше будущее, а будущее — это молодежь. Дать этой молодежи достойную ее в нужную ей литературу — важнейшее дело.

Литература должна воспитывать своего юного читателя в духе беззаветной любви к советской родине. Она обязана создать художественные образы, способные пленить читателя своей мужественностью, высокой честностью, моральным благородством, широтой кругозора, бесстрашием, сознанием долга. Это должна быть, как указывал М. Горький, честная литература, чуждая сентиментальной слащавости, прямолинейного проповедничества и всякого «украшательства» действительности, способного только оттолкнуть чуткого читателя, жаждущего интересной, волнующей, правдивой и захватывающей книги.

Современный советский герой, каким мы его знаем на фронте и в тылу, должен стать героем книг для молодежи любимым героем молодого поколения — примером для него и образцом.

Деяния наших предков, их ратные подвиги во имя родины, воссозданные в литературе, должны вдохновлять молодежь, учить ее любить великое прошлое нашей страны.

Нет нужды повторять, что произведения русской и мировой классики раскроют перед юным читателем огромный мир серьезных чувств и важных мыслей, способных обогатить его на всю жизнь.

Создание новых книг и отбор для переизданий старых — большая государственная задача, требующая вдумчивого и серьезного подхода.

Состоявшееся на днях в Москве совещание по вопросам детской литературы, обнаружило, однако, картину явного неблагополучия в этой области. Представленный издательством план предусматривает выпуск в 1943 г. 120 произведений. Но из общего числа приведенных в плане названий 60 существуют только как «проекты», «темы» и притом даже без ориентации на определенных авторов. Чего можно ждать от такого рода книг, если они даже и будут кем-либо наспех написаны? Только непониманием стоящих перед издательством задач и неуважением кровных интересов юного читателя можно объяснить такого рода «планирование».

Советский народ предъявляет высокие требования к детской книге. Эта книга, должна создаваться в короткие сроки, но без какого бы то ни было снижения ее идейных и художественных качеств.

Тем более существенную роль играют в процессе создания современной литературы, в том числе и детской, вопросы организационные, вопросы своевременного и умелого издательского планирования. Правильное решение этих вопросов позволит с наименьшими издержками выполнить главную задачу — помочь средствами литературы воспитанию молодого поколения советских патриотов.

По-ленински мечтать; оптимистически жить и творить; хорошо знать и любить свою родину — ее природу, ее красоты, ее богатства, ее чудесный язык, быть деятелем ленинско-сталинского типа, — все эти качества стремится воспитывать в детях наша литература. А для этого она должна быть литературой большой человеческой правды, высокой идейности и совершенного художественного мастерства.