На передовой линии («Литература и искусство» от 17 апреля 1943 года)

Капитан
Б. ЯРУСТОВСКИЙ

Тысячи артистов выступают на передовых линиях фронта.

Их не пугают трудности и опасности фронтовой жизни. Заслуженная артистка республики Екатерина Орленева получила серьезное ранение, лежала в госпитале; сейчас её песни снова звучат в землянках и блиндажах. Сильнейший минометный обстрел не помешал бригаде новосибирских артистов начать свой концерт точно в назначенный час.

Выступления за 400—500 метров от переднего края, под аккомпанемент артиллерийской стрельбы — обычное явление. Стремление обслужить бойца переднего края порождает подчас самые неожиданные, интересные формы концертного обслуживания. Так, например, участники Туркменской бригады принимали заказы на любимые песни фронтовиков и исполняли их для бойцов-одиночек по полевому телефону.

Излюбленная форма актерского «подарка» фронтовикам — посвящение отдельных выступлений, а иногда и всего концерта — одному отличившемуся бойцу или группе героев — снайперов, артиллеристов, летчиков. Обычно в таких случаях героя вечера торжественно сажают в первый ряд, на лучшее место, и репертуар концерта строится из любимых им танцев и песен.

Артисты эстрады побывали одними из первых гостей у героев Шлиссельбурга; они выступали в Сталинграде; они видели огни костров брянских партизан; вместе с вашей артиллерией они вступили в освобожденный Ростов. Многие бригады привозят подарки своим слушателям.

3а прошедшие 22 месяца на фронтах отечественной войны состоялись тысячи концертов, в которых принимали участие мастера советской эстрады, советского театра, в том числе — народные артисты Тарасова, Добронравов, Ершов, Остужев, Зуева, Михайлов и др.

Трудно себе представить с каким подъемом принимает фронтовой зритель своих любимых артистов. Большинство концертов заканчивается стихийно возникающими митингами.

Творческая инициатива лучших бригад дает порой очень интересные результаты. Группа артистов Нижне-Тагильского театра поставила монтаж по пьесе «Человек с ружьем». Образ Ильича, обращающегося к зрительному залу с призывом защищать свою родину, вызывает поистине восторженную реакцию у бойцов-слушателей. Монтаж дополняется исполнением чудесных украинских песен, серией поэтических экспромтов — острых сатирических зарисовок, сделанных писателем Виктором Типотом. Бригада нижне-тагильцев может служить образцом фронтового ансамбля, не только умеющего создать необходимый отдых, но и дать фронтовому слушателю политическую активно воздействующую форму спектакля.

Правильно понимает задачи фронтовой работы Театр миниатюр под руководством Полякова. Разнообразие тематики, жанров, умелая выдумка — таковы отличительные черты этого театра, прошедшего вместе с нашей армией Южного фронта весь славный победный путь от Сталинграда до Ростова.

Фронтовой театр — филиал театра им. Вахтангова прекрасно работал в обстановке наступления Красной Армии. Благодаря правильной организации, продуманному четкому оформлению он сумел доказать, что и в условиях наступательных операций армии можно давать «полнометражные» спектакли.

Концерты Узбекской бригады, в состав которой входит талантливая певица Роза Багланова, с большим удовольствием слушает и узбек, и русский, и украинец. Боевые песни русских воинов на узбекском, казахском языках, узбекская песня о Сталинграде на русском языке — представлены в репертуаре бригады. Исполнение их овеяно дыханием подлинного искусства. Бригада имеет и ещё одно немаловажное достоинство: красочность, праздничность внешнего вида актеров. Бригады, побывавшие несколько раз на фронте, хорошо знают, какое значение имеет не только концертный костюм, но и умело найденная красочная деталь оформлении спектакля или концерта.

Правильно составленные программы с достаточным количеством юмора, их жанровое разнообразие — важнейшее условие успеха фронтового концерта.

Этими качествами отмечена плодотворная деятельность бригады МХАТ под художественным руководством заслуженного артиста Дорохина, бригады Ленинградской консерватории и Ташкентского оперного театра под художественным руководством Меровича и некоторых других бригад.

Появилась целая плеяда подлинных энтузиастов художественного обслуживания фронта. Таковы артисты Гаркави, Русланова. Лукъянченко, Микола Глек, Эфрос и Ярославцев, Лаврентьевы, Вера Иванова, Кузнецова, Звягина, Веревкин, Магдесян намного других.

Но концертная работа на передовых линиях имеет ещё серьезные недостатки.

Некоторые бригады, подчас весьма крепкие по составу, «заслуженные» по времени работы на фронте, уделяют мало внимания вопросу обновления репертуара. Почти полностью прошлогодний репертуар мы можем встретить в бригаде, руководимой артистом ГАБТ Холфиным, студии им. Станиславского и т. д. В программах концертных групп, направляемых на фронт к первомайским праздникам, за редкими исключениями, нет ни одного номера, связанного с русской весной, праздником, хотя фронтовые слушатели ждут подобных концертов.

Неблагополучно обстоит дело с репертуаром так называемых жанровых певиц. Почти в каждую бригаду входят исполнители лирических, шуточных песенок, пользующихся на фронте большим успехом. Но нередко артисты снижают необходимую требовательность к себе и строят свое выступление на убогих вещах безвестных музыкантов.

Почему наши лучшие эстрадные мастера — Утесов, Шульженко и другие находят добротный материал, не выходя за рамки своего жанра? Песни Соловьева-Седого, Захарова. Новикова, Блантера, Kpучинина, Каца, Богословского, старинный русский романс, многообразные лирические и шуточные народные песни — вот что должно определять репертуар жанрового певца. Все же «Избушки», «Пареньки», «Огоньки» и другие ремесленные джазовые изделия предельно далеки от настоящего искусства, подлинной народности.

Подстать им и многие «ритмо-танцы» наших балетных пар. Часто они повторяют стандартные механические движения из западноевропейских мюзикхольных ревю.

Последнее время многие бригады стали включать в программу русские пляски. Это безусловно положительное явление. Но часто это делается второпях, несерьезно, нетребовательно. Появляется на сцене этакий смазливый парень со стрижкой кружком, «в жилетке, при часах»; партнерша его, — девушка с вылупленными глазами и косолапой походкой. Движения, их нарочито грубые, подчас вульгарные, чужды пластике русского танца, подлинно народному юмору. И к этому примитивному лубку хотят свести все многообразие русского народного танца.

В репертуаре мастеров художественного слова также ещё очень много недостатков. Редко, очень, редко слышим мы героико-патриотические стихи Рылеева, Языкова, вдохновенные слова Тараса Бульбы к запорожцам, очень редко наши артисты обращаются к гениальным тургеневским строкам, посвященным русской природе, русской лирике, чудесным образам национальной поэзии Кольцова и Никитина.

Совершенно недостаточно занимаемся мы организацией русских вокальных, инструментальных ансамблей, плохо подготовляем кадры аккомпаниаторов (это одно из слабых мест в работе фронтовых бригад).

Особо следует сказать, что художественные руководители театров весьма халатно относятся к организации фронтовых бригад. Художественное руководство не заботится о создании специально фронтового концертного репертуара, считая, что это дело самих артистов и что можно обойтись отрывками из репертуарных спектаклей. Проверяли ли, к примеру, дирекция и художественное руководство Большого тетра репертуар своих молодых солистов Короткова, Ерманской и др., отправляемых на фронт для художественной работы в первомайские дни?

Работники искусств, организаторы фронтовых бригад ведут большую и плодотворную деятельность. Многие артисты бригад уже отмечены правительственными наградами. Переходящее Красное знамя Наркомата обороны СССР передано по заслугам Всесоюзному концертно-гастрольному объединению. Это обязывает наших работников искусств ещё строже отнестись к себе, а их руководителей ещё ответственнее подходить к организации художественного обслуживания фронта.