Бомбы летят на врага… («Известия» от 18 апреля 1943 года)

Передо мной на столе панорама из только что отпечатанных фотоснимков. Её принес летчик, как доказательство своей добросовестной работы над целью. Столбы дыма и огня закрыли крупную железнодорожную станцию. По густоте разрывов видно, что лётчики и штурманы неплохо отбомбились. Станция надолго выведена из строя. Когда её восстановят, наши бомбардировщики снова придут сюда, и опять лётчики принесут фотографии, на которых будут недвижимо стоять знакомые огненные смерчи .

В миниатюрной подземной комнате, где расположен командный пункт, кипит напряжённая работа. Начальник штаба склонился над картой, проверяя последние координаты. Из шифровок возникают конкретные боевые задания. А наверху, на аэродроме, уже шумно и людно. Ещё не наступил рассвет, но люди давно работают у машин. Глухо рокочут прогреваемые моторы, потом вдруг наступает тишина, словно никого нет на летном поле. Эта необыкновенная тишина — сигнал полной готовности машин к полету.

Сегодня бомбардировщики капитана Еркина летят на бомбежку дальнего железнодорожного узла. Они будут наносить удары последовательными волнами. Капитан Еркин, имеющий около 100 боевых вылетов на территорию, занятую противником, — прекрасный лётчик и командир. В числе первых советских лётчиков он вплотную занялся проблемой увеличения радиуса действия машин и продолжительности полета. Мощные моторы позволяют варьировать скорости самолёта, но зато резко возрастает расход горючего. И вот Еркин после упорных исканий подобрал наиболее выгодные скорости, достигнув одновременно большой экономии горючего и смазочных материалов. Прилетев с боевого задания, лётчики Еркина сохраняют в баках машины большое количество бензина. Потом Еркин осуществил ещё ряд нововведений, и это позволило машинам держаться в воздухе дольше установленной нормы. Такие дополнительные возможности увеличили боеспособность полка. В этом заслуга прежде всего лётчиков Еркина, Пыркова, Ильина, Петухова, Золотарёва и других.

Капитан Еркин сам ведет первую группу. До цели придется лететь сотни километров. Бомбардировщики красиво взлетают, строятся и уходят за горизонт. Еркин зорко следит за своими ведомыми. Полет проходит на большой высоте. Группы идут с небольшими интервалами. В голове их опытные штурманы. В первой — штурман Головенков, блестящий знаток своего дела. В любое время суток он летит на территорию врага и поразительно метко бомбит. Вторую группу ведет штурман Чёрный. Вместе с командиром самолёта Лебедевым они составляют на редкость спаянный экипаж. За короткий период оба добились отличных результатов, поразив десятки вражеских объектов. Лебедев прекрасно летает, Чёрный прекрасно бомбит. Оба спокойны и в воздухе, и на земле. В полку они служат олицетворением необыкновенного хладнокровия.

Воздух сегодня прозрачен. Чёрный обнаруживает результаты бомбардировки, проведенной первой группой под командованием капитана Еркина. Крупная станция противника затянута дымом. Сквозь дымовую пелену прорываются языки огня. Пожар виден за много десятков километров.

Вторая группа бомбардировщиков упрямо идет к цели. Навстречу самолётам плывут черные шапки разрывов: начала работать зенитная артиллерия противника. Лебедев принимает меры предосторожности. Он прикрывается солнцем и в лучах его выходит всей группой на цель. Зенитчики видят летящие самолёты, быстро уточняют данные, но им мешает солнце. Первый залп зенитчиков совпадает с моментом отрыва бомб от самолётов. Большая высота и маскировка солнечными лучами уменьшают вероятность попадания. Разрывы ложатся в стороне и ниже, а последующие снаряды разрываются далеко позади самолётов.

В полку за многие месяцы боевой работы пробоины в самолётах исчисляются единицами. Лётчики научились разгадывать замыслы и маневры вражеских зенитчиков, при чем маневрирование самолётов начинается ещё далеко до цели. Самолёт планомерно изменяет свое положение по горизонтали и вертикали, пользуясь всеми возможными средствами маскировки.

Стрелки беспрерывно следят за воздухом, ожидая появления истребителей. Атака их не должна быть неожиданной. Её можно отразить крупнокалиберным оружием бомбардировщиков. Вчера группа Петухова, возвращаясь после бомбардировки, в глубоком тылу врага подверглась нападению пятерки истребителей. Многочисленные комбинации немцев не принесли им успеха. Пятнадцать минут продолжался бой бомбардировщиков с истребителями. Немцы заходили сбоку, снизу, сверху, одновременно атаковали с нескольких сторон. Стрелки Поспелов, Лямин, Бычков и Кузнецов искусно парировали удары немцев. Атакующие неизменно попадали в струю трассирующего огня. Падение подожженного истребителя явилось сигналом к окончанию боя. Строй бомбардировщиков остался до конца компактным. Это, собственно, и обеспечило успех. Петухов благополучно привел всю группу на аэродром.

Сегодня Петухов со своим штурманом Сомовым получил задание бомбить передний край обороны врага. Летчики-бомбардировщики любят этот вид работы. Приятно сознавать, что за результатами твоего бомбометания следят тысячи бойцов с переднего края. Часто бывает так, что не успеют самолёты совершить посадку, а на командном пункте лётчиков уже ожидает благодарственная телеграмма от командования наземных войск.

— Бомбили хорошо, — сообщают с переднего края. — Благодарим за помощь.

Не каждый может справиться с бомбометанием по переднему краю. Товарищи Головенков, Рывлин, Чёрный, Баранцев — лучшие мастера этого вида воздушной атаки. Прежде чем положить группу самолётов на боевой курс, штурману следует мгновенно оценить окружающую обстановку, сличить с картой систему оборонительных сооружений противника, обычно тщательно замаскированных, и уточнить опознавательные знаки своих войск. Ошибок в прицеливании быть не может. Всего лишь сотни метров, а порой и меньше отделяют наши позиции от позиций немцев. Бомбовый удар должен быть мощным, точным и своевременным. Недаром лётчики полка так гордятся телеграммами командования наземных войск, подтверждающими отличные результаты бомбардировок по переднему краю немцев.


Наступает вторая половина дня. На летном поле не утихает оживление, начавшееся ещё до рассвета. По полю носятся бензозаправщики. Не успеет самолёт закрепиться на стояночный тормоз, как над моторами взметнется шланг с горючим. Несколько минут работы мощной помпы — и самолёт готов к очередному полету. В эти дни больше всего достается нашим оружейникам, скромным труженикам — первым помощникам экипажей. Едва успевают подвезти бомбы, они с молниеносной быстротой исчезают в люках самолётов. С большим удовольствием оружейники вздергивают на замки трофейные бомбы. Весело бить врага его же оружием. Сложную работу по освоению немецких бомб проделали инженер по вооружению Аверин-Лавров и техники Егоров и Закроснянный.

Идёт на посадку одиночный самолёт. Это вернулся из разведки один из лучших лётчиков полка — Луценко. Полет на разведку связан с особой опасностью. Редко обходится он без встреч с истребителями. В компактном строю бомбардировщики весьма успешно борются с истребителями, разведчику же приходится отбиваться самому. За ним гоняются и одиночные «Мессершмитты», и целые стаи истребителей. Но не так просто нагнать разведчика, если самолёт ведет опытный лётчик — такой, как Луценко.

Сообщения разведчика почти всегда представляют большой интерес. И сейчас вот Луценко докладывает: на дорогах обнаружены колонны танков и автомашин противника. К вновь обнаруженной цели вылетают бомбардировщики. Выруливает на старт группа Золотарева, одна из передовых в полку по своей слетанности. Штурман Рывлин, искушенный бомбардир, должен определить движущиеся колонны и нанести им бомбовый удар.

Через некоторое время весь полк узнает об успехе группы Золотарева. Она настигла колонны и разбомбила их на походе. Фотоснимки подтверждают высокое качество бомбометания по танкам и автомашинам. Голова и хвост танковой колонны потонули в облаках черного дыма.

Золотарев и Рывлин готовятся к новому полету. Они никогда не живут тем, что уже сделано. Живут тем, что предстоит. Таков закон бомбардировщиков.

Летный день подходит к концу. Возвращается из полета последняя группа под командованием Рогинца. Командиры эскадрилий собирают боевой состав для разбора. Лучше всех сегодня работали группы Петухова, Золотарева и Лебедева. Они бомбили с наибольшей точностью. За рабочий день полк произвол десятки самолетовылетов, не имея потерь ни в личном составе, ни в материальной части.

На аэродроме идёт осмотр моторов и машин. Начинается подготовка к завтрашним боевым полетам. Завтра на голову противника снова обрушатся тонны бомб. Этого «завтра» летчики ждут с особым нетерпением.

Майор Н. НИКИФОРОВ,
командир Н-ского бомбардировочного полка.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.