Танкоград: 33 дня для организации производства танков Т-34

К началу войны Челябинский тракторный завод имени Сталина имел огромную территорию, просторные корпуса цехов, конвейеры, великолепную оснащенность линий. Именно поэтому сюда стали прибывать оборудование и персонал эвакуированных предприятий, в том числе Харьковского дизель-моторного и Ленинградского Кировского заводов.

В октябре 1941 года приказом наркома танковой промышленности ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске. Потом на ЧТЗ прибыли еще несколько предприятий: Харьковский станкостроительный завод им. Молотова, Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод шлифовальных станков, цехи завода «Динамо». В 1942 году переехали Сталинградский тракторный завод им. Дзержинского и Воронежский завод резинопаранитовых изделий.

Скоростными методами были построены и введены в действие 17 новых цехов, общей площадью 100 тысяч кв.м. Параллельно с перевооружением цехов продолжалась работа над производством танков. Начали с единиц в сутки, а в скором времени довели до 12-15. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 года боевые машины имели 23453 части, то к 1 сентября число частей сократилось до 11647, а к концу года до 9 тысяч. Уже в четвертом квартале 1941 года, в сравнении с третьим выпуск тяжелых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза.

С ноября 1941 года на заводе полностью прекратилось производство тракторов и артиллерийских тягачей, снарядов, мин, авиабомб. Он освобождался от поставки всем внешним потребителям литья, штамповок и поковок. Теперь завод полностью переключился только на выпуск тяжелых танков.

Так, в суровые годы войны родился Танкоград – мощнейший комбинат по производству тяжелых танков в городе Челябинске. Этот город, не существовавший на карте, стал крупнейшей научно-исследовательской лабораторией. Решающую роль в успехах Танкограда сыграла высочайшая концентрация научно-технических кадров, а так же наличие в структуре завода многочисленных научных конструкторских подразделений. На каждые 5-6 рабочих Танкограда приходился 1 инженер.

В июле 1942 года было решено развернуть в Челябинске производство танков Т-34, чтобы восполнить потери от остановки Сталинградского тракторного завода. Осуществить это удалось за 33 дня. Поточная сборка Т-34 началась 22 августа 1942 года. К концу 1943 года заводом был обеспечен суточный выпуск 20 танков Т-34 и 10 тяжелых машин. Под руководством талантливого конструктора Николая Духова было освоено производство нового тяжелого танка ИС-2. В конце октября 1943 года он был принят на вооружение Красной Армии. Новый танк сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощное вооружение и броню. Он стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.

Таких машин, как ИС-2 и ИС-3, в 1944-1945 годах не имела ни одна армия мира. Ни одному иностранному КБ, ни заводу не удалось добиться столь же великолепного сочетания высочайшей боевой эффективности, дешевизны и технологичности в производстве. В конце 1944 и первые месяцы 1945 годов именно челябинские тяжелые танки ИСы и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ-152) проломили своей броней и чудовищными 122-мм и 152-мм снарядами оборонительную стену немецких городов. В этом огромная заслуга конструкторов, инженеров, технологов и рабочих Челябинского Кировского завода. Танкоград дал фронту: 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых дизель-моторов, 85тысяч комплектов топливной аппаратуры.

Анна Петросова