Работать военными темпами («Литература и искусство» от 14 марта 1942 года)

И. БОЛЬШАКОВ

В дин великой отечественной войны с немецко-фашистскими оккупантами вся наша страна работает по-военному. Рабочие многих предприятий во время войны удвоили производительность труда. Страна знает много примеров трудового героизма, когда отдельные рабочие и мастера работали непрерывно по двое-трое суток для выполнения срочных военных заказов. Каждый патриот нашей родины, откликаясь не призыв великого Сталина работать по-военному, старается максимально повысить темпы, чтобы своим интенсивным трудом помогать нашей доблестной Красной Армии громить врага .

Работники советского искусства должны в суровые дни отечественной войны также овладеть военными темпами. Что значит работать военными темпами в области искусства? Применительно к кинематографии — это значит снимать кинокартины минимум в два раза быстрее, чем до войны.

Если в довоенное время полнометражная художественная кинокартина делалась в течение 10-12 месяцев, то теперь, в военное время, картина должна делаться значительно быстрее — максимум в шесть месяцев.

Возможно ли в короткие сроки снимать полнометражные кинокартины, сохраняя при этом их высокое художественное качество? Опыт работы отдельных режиссеров в дни войны — И. Пырьева над картиной «Свинарка и пастух», Г. Рошаля над картиной «Дело Артамоновых», В. Пудовкина над короткометражной картиной «Пир в Жирмунке» — позволяет ответить на этот вопрос утвердительно.

Творческие коллективы этих режиссеров перевыполняли установленные дневные нормы съемок в два с лишним раза. Картины были закончены в сравнительно короткие сроки.

Такие темпы съемок требуют, во-первых, тщательного проведения всех подготовительных работ: репетиций с актерами, подготовки съемочной и осветительной аппаратуры; во-вторых, четкой работы подсобных цехов: постановочного, декоративного, лаборатории и др.

Есть ли сейчас, в связи с переводом некоторых киностудий в глубь страны, необходимые производственно-технические условия для быстрых темпов съемок? Да, безусловно, они имеются. В Алма-Ата (куда переведены Мосфильм и частично Ленфильм) закончены первоочередные строительно-монтажные работы по оборудованию павильонов, лаборатории, цеха звукозаписи; в Ташкенте также закончены работы по организации лаборатории и цеха звукозаписи — этих наиболее важных узлов кинематографической техники. К концу подходят строительно-монтажные работы по созданию технической базы в Сталинабаде для студии Союздетфильм. Значительно расширяется техническая база наших старых киностудий в Ашхабаде, Баку, Ереване и Тбилиси — за счет пополнения новым оборудованием и аппаратурой.

Таким образом, техническая базе киностудий обеспечивает их нормальную работу. Вместе с тем появился новый, очень важный фактор для ускорения съемочного процесса. Это — обеспеченность студий актерами. Если раньше актеры, работая в театре, значительно лимитировали возможности съемок, то теперь многие из театральных актеров целиком перешли на работу в кинематографию и могут сниматься в любое, удобное для студии время.

Вот почему сейчас имеются основания поставить перед всеми работниками киностудий и в первую очередь перед кинорежиссерами задачу делать полнометражные кинокартины не более шести месяцев (2-3 месяца на подготовительный период и 3-4 месяца на съемки) и короткометражные фильмы — в один-два месяца.

Запланированные на 1942 год по некоторым студиям — в частности, по Центральной объединенной киностудии в Алма-Ата — сроки производства кинокартин явно не отвечают требованиям военного времени и должны быть пересмотрены в сторону сокращения. Например, окончание картины «Котовский» (режиссер А. Файнциммер) планируется на август, картины «Парень из нашего города» (режиссеры А. Столпер в Б. Иванов) — на май, хотя обе эти картины начаты производством в октябре прошлого года. Очень медленно работает и коллектив Тбилисской киностудии, где кинокартины снимаются, как правило, не менее года. Это можно объяснить только тем, что коллективы этих студий недостаточно мобилизованы для работы по-военному.

То же самое следует сказать и в отношении темпов работы наших кинодраматургов. Если до войны сценарий для полнометражной художественной картины обычно делался в течение полугода, то теперь эти сроки явно неприемлемы. Наша повседневная жизнь в военное время богата яркими и интересными явлениями, которые требуют быстрого воплощения в художественных произведениях.

Сейчас в кинодраматургии начинают широко применяться новые формы и методы работы, позволяющие также ускорить процесс создания высокохудожественных киносценариев. Это — коллективная работа нескольких авторов над произведением. Одна группа авторов дает сюжеты, краткие либретто, а другая группа авторов на основе этих материалов отрабатывает диалог и создает законченную композицию произведения.

Такая форма работы особенно важна для наших писателей-фронтовиков. В условиях фронтовой обстановки они часто не в состоянии отделывать свое произведение во всех деталях, с учетом специфики кинематографического производства. Но писатели-фронтовики могут дать интересные материалы, сюжеты, вытекающие из их непосредственных наблюдений, а писатели, работающие в сценарной студии, на основе этих материалов должны делать законченные сценарии и сдавать их для производства киностудиям. Такая система работы значительно сокращает сроки создания полноценных сценариев. Задача состоит в том, чтобы правильно и четко, по-военному, организовать работу писателей.

Нужно ликвидировать укоренившуюся за последнее время в отдельных киностудиях практику переделок и поправок принятых к постановке литературных сценариев. Все эти поправки и переделки направлены якобы к улучшению сценария, а на самом деле в большинстве случаев ведут только к затяжке сроков производства.

Работать по-военному, военными темпами! Это должно стать законом нашей кинематографии.

Сейчас, когда начинается запуск в производство значительного количества новых кинокартин и многие съемочные коллективы готовятся к летним натурным съемкам, необходимо всем киностудиям перейти на ускоренные темпы съемок. Надо организовать работу таким образом, чтобы съемочные коллективы перевыполняли довоенные дневные нормы съемок минимум в два раза.

Работники советской кинематографии должны дать нашей стране в самые короткие сроки высокохудожественные произведения, прославляющие героизм наших людей в их борьбе с подлым и кровожадным врагом, — фильмы, зовущие к борьбе за полный разгром и уничтожение немецких оккупантов, вероломно напавших на нашу родину.