Композиторы Ленинграда («Известия» от 10 апреля 1943 года)

В. БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ
председатель Ленинградского Союза
советских композиторов

Связь ленинградских композиторов с фронтом постоянная, живая и многообразная.

Характерно то, что во многих случаях инициатива этой связи исходит от самого воинского подразделения. Сержант Пергаменщиков привозит набросанную карандашом в блиндаже партитуру «Кантаты о Сталине», которая должна исполняться на смотре фронтовой самодеятельности. Он просит товарищеских указаний и советов. По заданию командира дивизии присылаются стихи сержанта Альшица для написания строевой песни Н-ской краснознаменной стрелковой дивизии. Дом отдыха среднего начсостава просит организовать творческий самоотчёт композиторов об их работе за время Великой Отечественной войны. Группа раненых командиров-гвардейцев обращается в Союз композиторов с просьбой организовать исполнение 7-й симфонии Шостаковича.

Наша героическая Красная Армия, плоть от плоти великого советского народа, борясь с ненавистным врагом, живёт жизнью, полной широких культурных запросов и творческих интересов. На ряду с первоклассной боевой техникой она «принимает на вооружение» все средства массово-политической, культурной работы. А с другой стороны, ленинградские композиторы верно поняли свою задачу во время Великой Отечественной войны.

Композиторы-фронтовики, мобилизованные, или добровольно ушедшие в армию, составляют значительную часть ленинградского Союза советских композиторов. Некоторые из них героически погибли в боях с заклятым врагом, почти не успев творчески откликнуться на события Великой Отечественной войны. В. Томилин, В. Иванищин, В. Фризе, Г. Флейшман — вот славные имена наших погибших товарищей, память о которых наполняет гордостью и вместе с тем горечью наши сердца. Вероятно, это далеко не полный список. Некоторые, как, например, М. Глух, А. Левнев, были ранены и, поправившись, вернулись к композиторской деятельности. Большинство ведёт творчески пропагандистскую работу в своих частях. Здесь надо назвать награждённых Г. Носова. и А. Маклакова, Л. Энтелиса, В. Барбе, А. Цурмилена, Н. Будашкина и безвременно погибшего Бориса Гольца.

Но и вся, если можно так выразиться, «гражданская» часть ленинградских композиторов теснейшим образом связана с фронтом, работает по заданию командования отдельных армий, дивизий, бригад и полков. При Доме Красной Армии имени Кирова в контакте с ансамблем песни и пляски Ленфронта под управлением А. Анисимова работают композиторы Ю. Кочуров и Н. Леви. Их строевые, походные, эстрадные, концертные, сольные и хоровые песни стали широким достоянием красноармейского быта. Значительная часть их создана «на переднем крае» в землянках, в боевой обстановке и использует стихи поэтов-фронтовиков, воспевающие героев своей части. Война изменила творческий, психологический облик большинства композиторов.

Исключительным примером творческой продуктивности является деятельность ленинградского композитора Б. Асафьева. За сравнительно короткий срок в труднейших бытовых условиях он написал большое количество разнообразных музыкальных произведений (в том числе антифашистский балет «Милица» о борьбе югославских партизан и симфонию «Родина») и научно-исследовательских трудов.

Во время блокады зимой 1941—42 года композитор А. Пащенко создал лучшее своё произведение — «Реквием памяти героических бойцов, жизнь свою положивших в дни Великой Отечественной войны» для солистов, хора и оркестра на собственные стихи. Не говорю уже о классическом примере «зачатой» в Ленинграде 7-й симфонии Д. Шостаковича, прозвучавшей во всех свободолюбивых странах мира, как яркое воплощение воли советского народа к победе.

Тема Ленинграда занимает значительное место в музыкальном творчестве ленинградских композиторов. Это отнюдь не местная тема. Это тема всесоюзная, всемирная, обязывающая к определённой высоте идейно-политического звучания. Звучание это уловлено и по-разному преломлено в песне «Город-крепость» Ю. Кочурова на стихи Виссариона Саянова, в его же «Героической арии» на стихи А. Решетова, в «Ленинградском блокноте» — серии безымянных фортепианных пьес молодого композитора О. Евлахова, в песне А. Каменского «Ленинград — Сталинграду», в «Песне о Петре» М. Глуха, в детской песенке В. Ежевова «Ленинградским детям» на стихи С. Маршака.

Тема Ленинграда конкретна и многообразна. Она даёт материал и для широких обобщений, и для типических зарисовок. Песенно-симфонический цикл «Ленинград» О. Евлахова, состоящий из ряда оркестровых, хоровых и сольных, вокальных пьес. «Героический марш» для симфонического оркестра А. Животова, опера «Сила войны» пишущего эти строки, кантата Г. Носова «Сказ о городе-герое» — вот примеры различной и жанровой, и стилистической её интерпретации.

Музыка — наиболее тонкое и, казалось бы, наиболее отвлечённое из всех искусств, наиболее отдалённая и высокая из «культурных надстроек». Музыка — искусство, требующее определённых бытовых предпосылок для своего созидания — инструмента, чувствительного к температуре, света для мелкой чертёжной работы партитурного письма. И это искусство создается под огнём, в условиях громадного напряжения интеллектуальных и физических сил. И это не только песня, наиболее оперативная массовая форма художественной агитации. Это — инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные, ансамблевые. Это — произведения крупной формы: хоровые, симфонические (кантаты, оратории, концерты, симфонии) и музыкально-сценические (оперы, балеты, музыкальные комедии).

Быть может, именно музыка, созданная за время Великой Отечественной войны в Ленинграде, является одним из самых верных и неопровержимых показателей духовной силы ленинградцев, живым свидетельством того, что осаждённый в течение больше чем полутора лет, непрерывно обстреливаемый, бомбардируемый с воздуха бессмертный город Ленина жив и продолжает жить напряжённой, разносторонней и полной созидательной, творческой жизнью.