Что советские экипажи находили в ленд-лизовских «Бостонах»?

Не секрет, что при поставках американской и английской военной техники по ленд-лизу в Советский Союз попадали предметы, представлявшие большую материальную ценность в воюющей стране.

Что же именно могло достаться, например, экипажам, перегонявшим самолеты союзников?

Алексей Сергеевич Уранов (сайт «Я помню») в годы войны служил в части, занимавшейся перегонкой американских самолетов. Перегоняли самолеты «Бостон» и лидировали истребители «Аэрокобра» в строевые части морской авиации на Северный флот, в Заполярье, реже на Черное море и на Балтику. На «Бостоне» в составе экипажа был штурман, и за ними шли ведомые «Аэрокобры».

Из США до Красноярска самолеты перегоняли летчики других перегоночных частей. Маршрут полка, где служил Алексей Уранов, начинался лишь в Красноярске. Там «получали маршрут» до Новосибирска. Шли за ведущим, который старался придерживаться главного ориентира в тайге — Транссибирской железнодорожной магистрали. Неофициально это называлось идти по «компасу Кагановича». Далее был путь на фронт, передача самолетов в боевые части и возвращение перегонщиков на транспортных самолетах в Красноярск.

Алексей Уранов подчеркивал, что самолеты «к нам попадали через вторые руки. Даже не вторые, поскольку было 5 этапов, — они к нам только как в шестые руки попадали».

То есть в «шестые руки», само собой, попадало далеко не самое ценное. Знаменитых и чрезвычайно ценимых летных курток уже не было. Их приходилось «доставать».

Зато можно было найти в «Бостонах» многое другое: «В кабинах, как правило, висели часы-штамповки — это они часто оставляли. У меня в кабине, у стрелка (у летчика этого было меньше) они клали журналы «Life» и много блоков сигарет «Кэмел». Там же виргинские табаки. А в то время с табаком было плохо, поэтому мы ходили, как кум королю. Что еще клали? Набор был колоссальный… Если в степи где-то на вынужденную сел, был коробчатый змей из красивого оранжевого шелка, — его можно было поднимать. Мы потом себе плавки из него шили… И шли еще продукты, очень хорошие бортпайки «АВС»: завтрак, обед и ужин. Шикарные консервы были в коробках: завтрак – «А», обед – «В», ужин – «С»… Еще там были очень хорошие бортаптечки с уникальными лекарствами, сульфидные препараты и так далее, антибиотики были. Тогда их достать было невозможно. У технарей — два металлических чемоданчика, там был уникальный инструмент, — отвертки с красивыми пластмассовыми ручками, мощнейший Г-образный фонарь, который давал луч на сто метров».

Поневоле возникает вопрос – если столь ценные вещи «долетали» в «Бостонах» до Красноярска, то что же обнаруживали первые экипажи перегонщиков?

Николай Морозов