Вахтанговцы на фронте («Литература и искусство» от 10 октября 1942 года)

А. ОРОЧКО,
заслуженная артистка РСФСР

Существуют истины, которые надо повторять ежедневно, ежечасно. Не может ныне артист, писатель, художник существовать вне борьбы, вне общего дела нашей страны. «Театр должен быть всегда с народом», — учил нас Евгений Багратионович Вахтангов.

В советском театре зрители и актеры живут одними идеями, одними чувствами. Спектакль «Русские люди» прошел у вахтанговцев в Омске с таким грандиозным успехом и так удался театру именно потому, что в нем отражен сегодняшний день нашей страны, героизм советского народа. Вахтанговцы всегда считали, что спектакли, в которых творчески воссозданы образы наших современников, определяют лицо театра.

Работая в тылу, театр Вахтангова ни на минуту не забывал и о другой аудитории — фронтовой. Мы понимали, что привезти спектакль на фронт — дело огромной важности и подойти к нему нужно со всей ответственностью.

Театральные бригады находятся на фронте м начала войны. Работает там и бригада театра им. Вахтангова. Однако маленький коллектив, играющий все время только один спектакль и дающий один концерт, может быстро исчерпать себя. Если же посылать на фронт все новые и новые бригады, то их участники не будут успевать осваиваться с новой обстановкой и не сумеют наладить подлинно творческую жизнь коллектива, что является первым условием высококачественной театральной работы. Поэтому театр им. Вахтангова счел необходимым создать не временную бригаду, а постоянную группу, которая будет обслуживать фронт. Мы хотим создать театр, который должен играть, расти и совершенствоваться в условиях фронта. В эту группу вошли совсем молодые, только что окончившие нашу школу актеры и заслуженные артисты — вахтанговцы. Этот театр будет работать на фронте не в качестве гастролера, а постоянно, причем он обязан справиться с любым спектаклем — от легкой комедии до классической драмы.

Актер должен быть беспощадно требовательным к себе, к качеству своей игры, к уровню своего мастерства. Чем труднее, напряженнее, ответственнее обстановка — совершенней, отточенней должно быть его искусство. Из нашей фронтовой работы должны быть исключены элементы случайности и легковесности. Те принципы, которые всегда декларировал наш театр, должны быть с особенной настойчивостью проведены именно в этой работе.

Мы должны заранее учесть те условия, в которых нам придется играть, и строить спектакль так, чтобы отсутствие обычной сцены, бутафории, освещения не отразилось на его качестве. Только сильный, хорошо слаженный театральный аппарат, только полноценный репертуар, только отчетливая режиссерская работа помогут нам добиться цели — стать театром фронта.

До сих пор наша бригада показывала спектакль «Свадебное путешествие» и давала концерт. Сейчас мы подготовили два новых спектакля: «Наш корреспондент» И. Меттера и Л. Левина и «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова. Эти пьесы увлекли нас тем, что их герои — советские люди, бойцы, партизаны, учащаяся молодежь.

В новой для нас обстановке мы хотим играть так, чтобы с честью поддержать великие традиции, которые составили славу русского театра. Сейчас нам, актерам, не дано укрыться за внешними постановочными эффектами или роскошью декораций. Искусство актера, большое и глубокое, должно предстать во всей своей значительности. Реализм, простота, искренность и правдивость — вот что должно теперь наполнить наше искусство, вот что должно завоевывать и пленять зрителя.

Театр им. Вахтангова помнит годы своей юности. Кольцо войны и блокады все тесней сжимало тогда страну. В обстановке борьбы, труда и лишений коллектив студии Вахтангова готовил «Принцессу Турандот». Это творение великого режиссера явилось праздничным событием в жизни русского театра. То был результат огромного энтузиазма, упорной энергии, трудового пафоса и героического оптимизма, который вложили в свой спектакль режиссер и весь коллектив.

Сейчас мы обязаны поднять наше искусство на новую высоту и добиться, чтобы каждый наш спектакль вдохновлял советского зрителя на бой.